Выступление россиян в Кубке мира-2012/13, завершившемся в воскресенье, оставило противоречивые впечатления. По ходу сезона тренеры не раз приглашали в основу сборной новых спортсменов, но те оправдывали ожидания далеко не всегда. Зато ситуация с подготовкой резерва на дальнюю перспективу в биатлонных спортшколах, похоже, налаживается.

В завершившемся сезоне тренеры и эксперты неоднократно были вынуждены констатировать: общий уровень сборной России достаточно высок, но до самых ярких зарубежных биатлонистов – таких как Мартен Фуркад и Тора Бергер, Эмиль Хегле Свендсен и Дарья Домрачева – наши если и дотягивают, то не постоянно, а лишь эпизодически. Это не принижение способностей наших спортсменов, а простая констатация факта. И ответ на вопрос "что же с этим фактом делать?" может быть только один, лежащий на поверхности: растить своих, новых фуркадов. Чем, собственно, и занимается уже несколько лет Союз биатлонистов России, помогающий детским спортшколам по всей стране.

ПЕРЕПИСЬ БИАТЛОННОГО НАСЕЛЕНИЯ

Программа материально-технической поддержки детско-юношеских школ и комплексов официально была запущена в 2010 году. Хотя на самом деле работа началась раньше, в 2009-м, когда в СБР начали собирать информацию обо всех биатлонных школах России. Прежде подобной базы данных – с количеством школ, работающих в них тренеров и занимающихся детей – у нас в стране никогда не существовало. Затем собранную информацию направили в региональные комитеты по физкультуре и спорту – надо было получить оттуда подтверждение, что перечисленные школы действительно существуют. По итогам первой "переписи" набралось около 90 школ, и в мае 2010-го на заседании правления СБР была утверждена программа поддержки.

КРЕПЛЕНИЯ НА РЕЗИНКАХ

Проблем у спортшкол в то время было более чем достаточно.

– Еще два-три года назад, когда я приезжала в родной Златоуст, в школу, где начинала заниматься биатлоном, было очень грустно смотреть, во что она превратилась, – рассказывает двукратная олимпийская чемпионка Светлана Ишмуратова. – В то время я работала депутатом, много встречалась с простыми людьми, и мне часто приходилось слышать о том, что детям не хватает элементарного инвентаря. Особенно запомнилась молодая женщина, работница металлургического завода, которая растит сына одна. Она просила: купите моему ребенку лыжи! Он хорошо бегает, а у меня на это нет денег. Это был просто крик души. Спортивная школа купить инвентарь тоже не может – в городе тяжелая дотационная ситуация. А ребенок хочет бегать, выступать. Как сказала мать – даже мечтает стать олимпийским чемпионом. А как этого достичь, если ребятишки стоят на лыжах, оставшихся, по-моему, еще с 60-х годов? Со старыми креплениями – в виде скобок, иногда даже на резинках! Видимо, у бабушек и дедушек позаимствовали.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ – САМЫМ БЕДНЫМ

Первый этап программы рассчитан на пять лет – с 2010-го по 2014 год. Все школы, которые прислали заявки на участие, были распределены на группы: кто-то получит помощь сразу, а кому-то придется немного подождать. Причем первыми в этой очереди стояли самые бедствующие учреждения. А хорошо обеспеченные школы – например, в Ханты-Мансийске или Тюмени, – наоборот, расположились в "хвосте". Они получат помощь в 2014 году.

Принципиальным решением СБР было то, что школы получают не деньги, а инвентарь, экипировку и оборудование. Лыжи, лыжероллеры, палки, ботинки, комбинезоны, винтовки, патроны, установки с мишенями, винтовки – в общем, абсолютно все, что нужно для занятий биатлоном.

НОВОГОДНИЕ ПОДАРКИ

За три с лишним года действия программы помощь на общую сумму 64,3 миллиона рублей получили 93 спортшколы и 46 комплексов в 46 регионах по всей стране – от Ленинградской области до Сахалина. Не обошли вниманием и упомянутую выше родную школу Ишмуратовой.

– Мы привезли инвентарь прямо под Новый год, 28 декабря, – вспоминает Светлана. – Получилось здорово. Я выступила в роли Снегурочки – меня не сразу узнали, а потом долго смеялись, подшучивали. Мы собрали всех детей в зале и выложили на столы по два-три предмета – то, что уже пришло на тот момент. У ребят глаза горят – лыжи "Фишер", ботинки, одежда. Причем не только комбинезоны, но и термобелье. Представляете, ребенок всю жизнь надевал гамаши или треники с вытянутыми коленками, а тут – термобелье! И все такое красивое, яркое. Когда дети взяли новый инвентарь в руки, они гладили лыжи, прижимали к себе, фотографировались. Помню, потом им надо было идти на тренировку, и подарки попросили пока оставить, но ребятишки ни в какую не хотели их отдавать. Просто не могли оторваться! Тренеры тоже были ошарашены: мол, неужели мы наконец дождались?.. Знаете, выводить детей на соревнования в плохой одежде и экипировке – в принципе очень сложно. Ведь когда ребята приезжают на гонки из разных городов, они смотрят друг на друга и сравнивают. Даже ребенок прекрасно понимает: результата нет не потому, что он плохо готов, а из-за экипировки. Скажем, разве можно сравнивать современные пластиковые лыжи с деревянными?..

Эта программа очень важна. Ведь таких школ, как в Златоусте, в России много. И я вижу, как по всей стране ждут эту помощь от СБР. Не все так хорошо живут, как в Тюмени, не у всех есть такая серьезная поддержка от губернатора. А наши будущие олимпийские чемпионы, на мой взгляд, будут вырастать именно в глубинке, где дети – неизбалованные. Там знают, что такое настоящий труд.

БОРОДИНО

Еще один пример – школа в городе Бородино Красноярского края, в число воспитанниц которой входит двукратная олимпийская чемпионка Ольга Медведцева. Это учреждение получило от СБР не только инвентарь, но и новый автобус, и даже лыжероллерную трассу.

– У нас была беда с этой трассой. Старая, вся в щелях... Тренироваться было очень опасно, – вспоминает директор школы Гарри Эллер. – Спортсмены получали травмы, в том числе довольно серьезные. А как в биатлоне без летней подготовки? Теперь благодаря СБР у нас появилась новая трасса. То же самое – с автобусом. Наш стадион находится далеко от школы, и добираться до него раньше было проблемой. А сейчас она снята. Автобус большой, комфортабельный. Честно говоря, когда Вадим Мелихов в 2010-м сказал: присылайте заявки, что вам надо приобрести, СБР поможет, – я скептически к этому отнесся. Не верил, что такое возможно. А потом мы получили помощь больше чем на 5 миллионов рублей! Это не только трасса с автобусом, но и лыжи, палки, ботинки, установки, оружие... Теперь-то я понимаю, насколько все это серьезно. Благодаря этой программе вырос и престиж биатлона в нашем городе. Все хотят им заниматься. Родители стали чаще обращаться к нам. Спрашивают: с какого возраста надо отдавать ребенка в биатлон? А некоторые дети даже сами приходят.

После того как программа начала действовать и все увидели, что она реально выполняется, школы стали активнее обращаться в СБР. Количество учреждений, получающих поддержку от Союза, уже давно перевалило за сотню. При этом с прошлого года каждая заявка тщательно изучается тренерским советом СБР, техническим комитетом и ветеранами, которые вносят свои коррективы и поправки. Например, вместо двух пар лыж для профессионального спортсмена уровня сборной, которые просит та или иная школа, СБР покупает десять пар того же производителя, но подешевле – чтобы на них могли тренироваться дети. Ведь программа в первую очередь направлена на поддержку именно детского и массового спорта.

НОВАЯ ВИНТОВКА

Одними закупками инвентаря СБР не ограничивается. В 2011 году совместно с Ижевским механическим заводом была разработана пневматическая винтовка, которую тут же запустили в массовое производство. Низкая цена (всего 3,2 тысячи рублей) позволяет обеспечить оружием всех желающих. Правда, поначалу новую винтовку восприняли скептически и много критиковали. Но, после того как в регионы была отправлена первая партия на две тысячи штук, заявки буквально посыпались. Теперь тренеры заговорили по-другому: мол, винтовка, может, и не очень красивая, но для отработки начальных навыков стрельбы вполне подходит. СБР же до 2014 года планирует закупить и раздать школам и базам еще 4 тысячи "стволов".

Именно благодаря этим новым винтовкам в России с прошлого года были возрождены массовые соревнования "Снежный снайпер" – на уровне первенств школ, районов, округов. После распада бывшего СССР эти старты перестали проводиться из-за нехватки инвентаря, в первую очередь оружия. Но теперь ситуация изменилась.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

– В 2014 году будет проведен анализ программы. Мы соберем и тщательно изучим всю информацию, чтобы понять, насколько программа работает, насколько она нужна, кому оказывать помощь на следующем этапе. И после этого запустим ее еще на четыре года – либо в таком виде, как сейчас, либо с изменениями, – говорит заместитель исполнительного директора СБР Александр Пак.

Работает, работает, не волнуйтесь... Ишмуратова, которая постоянно контролирует ход дел в родной златоустовской школе, соврать не даст:

– Была там совсем недавно, в феврале. Все отлично. Много снега, хорошая трасса, все условия для тренировок есть. Плюс мэр сейчас запускает программу строительства нового стадиона. В общем, я уверена: биатлон в Златоусте возрождается...

Остается добавить: и не только в Златоусте.